Что делать, если пришла проверка?
В настоящее время индивидуальные предприниматели и организации, независимо от организационно-правовой формы сталкиваются с проверками органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением законодательства. В частности, правом проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей наделены органы пожарного надзора, Роспотребнадзора, государственная инспекция труда и другие.
Проверка - совокупность проводимых контролирующими органами в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности, производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав» и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее «Закон N 294-ФЗ»).
Рассмотрим порядок действий при проведении проверки любым государственным органом. Для начала необходимо выяснить, в рамках какой процедуры будет проводиться проверка и основания ее проведения.
Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 предусмотрены два вида проверок: плановая и внеплановая. Плановые мероприятия по контролю каждым органом государственного контроля могут проводиться не более, чем один раз в три года. Количество внеплановых проверок не ограничено периодичностью, однако Закон устанавливает исчерпывающий перечень оснований для проведения такой проверки.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (п.8 ст.9 Закона №294 - ФЗ).
Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
2) поступление в контролирующие органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) (п.2 ст.10 Закона №294 - ФЗ).
Анонимные обращения не являются основанием для проведения внеплановой проверки.
Внеплановая проверка по основаниям, указанным в пп. «а» и «б» может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры. В связи с этим, прежде чем допускать проверяющих лиц на территорию организации, стоит попросить их предъявить документ о согласовании данной проверки с прокуратурой.
Внеплановая проверка также проводится в форме документарной проверки и (или) выездной.
После выяснения оснований проведения проверки необходимо внимательно ознакомиться с документами, подтверждающими полномочия должностного лица или должностных лиц, осуществляющих проверку.
Представители контролирующего органа обязаны предъявить Вам перед началом проверки распоряжение (или приказ) руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа, а также служебное (-ые) удостоверение (-я). Служебное удостоверение обязан предъявить каждый проверяющий.
В распоряжении (приказе) должны быть указаны следующие сведения: дата, номер; наименование контролирующего органа; наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя), проверка которого проводится; ФИО и должность лица (лиц), осуществляющих проведение проверки; основания проведения проверки; дата начала и окончания проверки; объект проверки. Распоряжение должно быть подписано руководителем уполномоченного органа или его заместителем.
Продолжительность проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях срок проведения проверки может быть увеличен.
В случае же, если представитель проверяющего органа не предъявил служебное удостоверение, либо распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю не оформлено по всем правилам, установленным Федеральным законом, Вы имеете право не допускать данное лицо на территорию организации.
При проведении проверки должностные лица контролирующего органа не в праве:
1) проверять выполнение требований, не относящихся к их компетенции;
2) проводить проверку при отсутствии должностного лица организации;
3) требовать представления документов, не относящихся к предмету проверки;
4) превышать полномочия и т.п.
В случае, если при проведении проверки должностными лицами контролирующего органа были превышены полномочия или допущены нарушения, Вы имеете право обжаловать действия должностного лица. При этом, обязанность доказывать правомерность своих действий ложится на должностных лиц проверяющего органа.
По результатам проведенной проверки выносится решение, которое оформляется актом. Акт должен быть составлен в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю организации или его заместителю и индивидуальному предпринимателю.
В случае выявления нарушений законодательства после составления акта и его подписания руководителем (должностным лицом) юридического лица или индивидуальным предпринимателем уполномоченные должностные лица контролирующего органа составляют протокол об административном правонарушении и рассматривают дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях. Следует помнить, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен в Вашем присутствии с последующим вручением под расписку копии протокола, Вам должны быть разъяснены права.
В случае, если Вы не согласны с решением контролирующего органа, помните, что Вы всегда имеете право его обжаловать в административном или судебном порядке.
В случае, если у Вас возникнут вопросы к адвокату, обращайтесь по телефону: 8(910)911-25-81.